Алиса Трохина:
«Я — исследователь не только по профессии, но и по жизни»
- Про UX-исследования«Закрытие гештальта»Про вызовы в найме и управленииКак развивать коммуникабельностьПять полезных книг
Алиса Трохина — руководитель продуктовых исследований Wildberries. Она рассказала о том, как собирала собственную команду, почему ей пригодился диплом бухгалтера, а также посоветовала книги, которые помогут развить логику и мышление.
— Алиса, привет! Представь, что перед тобой человек, который никогда не слышал про UX-исследования. Как бы ты объяснила ему, чем занимаешься?
— Если коротко: я изучаю людей, их поведение, потребности и то, как они используют наши (и не только) продукты и сервисы. Данные, которые мы получаем с помощью исследований, помогают продуктам компании становиться интереснее, выгоднее и удобнее. Я тестирую гипотезы и передаю продактам результаты, которые помогают сориентироваться, например, в том, какие задачи нужно решить прежде всего, как масштабироваться, сделать продукты лучше, привлечь новых клиентов и удержать старых, разработать понятный дизайн.
— А как ты пришла к этой профессии? Кажется, что в университете такому не обучают.
— Можно сказать, что я исследователь не только по профессии, но и по жизни. Иногда даже кажется, что это профессия меня выбрала, а не я её. Мне всегда нравилось изучать то, как устроен мир, как думают люди, почему они принимают определенные решения... Но диплом у меня бухгалтера, и это достаточно весёлая история.
Учиться в школе мне было скучно. Такой типичный ребёнок с последней парты, которому сложно сосредоточиться. Но если мне было действительно интересно, то я глубоко погружалась в процесс. Как это обычно бывает во время учёбы: детей условно делят на гуманитариев, технарей или творческих личностей. А вот тех, кто любит и умеет разгадывать загадки, как будто бы нет.
Потом я поступила на экономический факультет, и оказалось, что мой талант — это расчёты! Я отлично считаю цифры и выявляю взаимосвязи. Параллельно я стала подрабатывать секретарём, затем в бухгалтерии, считала остатки оборудования на складах. А в 20 лет устроилась аналитиком. Если честно, в то время я плохо понимала, кем хочу работать, но точно знала, что хочу заниматься чем-то вроде анализа или разгадывания загадок.
«Ведь за множеством цифр и данных скрываются интересные вещи. Их можно использовать и строить гипотезы»
Признаюсь, когда я шла на своё первое серьёзное собеседование в небольшую компанию, которая занималась IP-телефонией, то на ходу придумала, кем хочу быть. Затем убедила работодателя в том, что я крутой аналитик, хотя прежде не занималась анализом. Эта деятельность с головой погрузила меня в разработку. Я стала понимать, чем занимаются фронтендеры и бэкендеры, аналитики, и все остальные ребята. А потом сама стала продакт-менеджером, но уже в другой компании.
Так я пришла к выводу, что больше всего мне нравится общаться с людьми, которые пользуются продуктами. Я выясняла, почему они ими пользуются, как именно, а также что им нравится и не нравится. Таким образом сложился мой путь: из аналитики в продакт-менеджмент, и затем в исследования.
Затем я долго работала в Сбере, где помогла воплотить несколько интересных проектов, в том числе участвовала в запуске умных колонок. Занималась оценкой и исследованием пользовательского опыта, в том числе упаковкой девайса, и даже названием его цветов.
Забавно, но в раннем детстве я мечтала стать изобретателем. Карьера исследователя для меня — своеобразное «закрытие гештальта». Когда стоишь в магазине и видишь на полке продукт, который реализовали ты и твоя команда — это потрясающее ощущение, бесконечная доза дофамина.
— А как ты пришла в Wildberries?
— В компанию я устроилась в октябре 2022 года. Можно сказать, что это место нашло меня само.
«Думаю, что все крутые события, которые способны изменить жизнь, происходят так, будто ты вообще не можешь их избежать»
Заканчивая проект в Сбере, я поняла, что хочу создать собственную команду, расти вертикально. У меня был чёткий запрос, но в компании уже была сформированная структура, поэтому осуществить задумку не вышло.
Однажды я увидела объявление, которое выложил руководитель направления дизайна Wildberries. Удивительно, но ранее он тоже работал в Сбере, нас «вырастили» одни и те же люди. Однако мы никогда не пересекались. Оказалось, что он начал формировать команду дизайна, а я знала, что в Сбере сильная экспертиза и дизайн там существует неотрывно с исследованиями.
Поговорив с ним, выяснилось, что Wildberries не хватает системного подхода к исследованиям. Однако если выстроить процесс и достичь хороших результатов, можно было надеяться на развитие этого направления. В итоге за год, с момента моего прихода в компанию, команда значительно пополнилась, а также увеличилось количество направлений для изучения с целью решения бизнес-задач.
— Расскажи, как проходил этот процесс? Ты сталкивалась с какими-то профессиональными вызовами?
— Конечно, поначалу было непросто, ведь я должна была самостоятельно продумать процесс и подходы к работе. Со временем исследования заложили базу для изменений в Wildberries: инсайты и регулярное общение с пользователями дали дополнительный вектор развития.
В команду я нанимала людей с рынка, то есть тех, с кем не работала прежде. Это тоже профессиональный вызов: и с точки зрения найма, и управления. Нужно было научиться сразу оценивать заинтересованность человека в продукте, а также то, как он общается. Не менее важно было сойтись в личном плане.
Я, например, уверена, что как руководитель подхожу не всем. Я активная, мне всё время надо пошутить, у меня довольно специфичное чувство юмора, поэтому мне хотелось совпасть в видении и настроении с будущими коллегами. А ещё я нуждалась в командной поддержке, ведь мы формировали фундамент и практически с нуля растили исследования. При этом инфраструктура самой компании уже была хорошо развита.
— Твоя работа предполагает общение с множеством разных людей. Как ты считаешь, коммуникабельность — это врождённый навык или его можно развить?
— Мне кажется, что коммуникабельность — это про то, какой человек от природы. Я очень коммуникабельна, но не хочу причислять себя к интровертам или экстравертам. Несмотря на то, что я действительно часто общаюсь с людьми, мне также нужно ежедневно проводить время наедине с собой.
Думаю, что навык коммуникации точно можно и нужно прокачивать. Я, например, ходила на курсы актёрского мастерства в Gogol School, очень советую. Это настоящая арт-терапия, притом не особо дорогая, и длится всего неделю. Когда впервые попадаешь на курс, то даже не ожидаешь, насколько сильно он изменит тебя в лучшую сторону.
Мой опыт указывает на то, что нужно учиться общаться с разными людьми по-разному. Считаю, что общаться со всеми одинаково просто непродуктивно. При этом перед профессиональной коммуникацией важно продумать, какой ответ тебе нужен. Для чего ты вообще разговариваешь с респондентом? Зачастую это многое упрощает.
Не менее важно уметь переключаться и восполнять ресурс. Отвлекаться мне помогает приготовление блюд — я люблю печь пироги, создавать домашний уют и даже коллекционирую посуду. К тому же каждое воскресенье играю в сквош, весной катаюсь на сноуборде, а зимой стараюсь путешествовать по тёплым странам. А ещё каждую неделю мы вместе с коллегами занимаемся бегом с профессиональным тренером.
— Хороший совет. Но ведь можно ошибиться в подходах, как с этим быть?
— Ошибаться — это нормально. Если человек говорит, что у него что-то не получается, я всегда спрашиваю, сколько попыток он сделал. В случае, если он попробовал только раз, я рекомендую попробовать ещё 250 раз.
«Ошибки — это про то, что ты ищешь более подходящее решение и не соглашаешься на первое попавшееся»
Благодаря полученному опыту ты узнаешь больше о себе и о том, кто твоя компания и коллеги, а также мир, который тебя окружает. Порой ты даже не представляешь, во что вырастет та или иная инициатива.
— Как понять, подойдёт ли тебе работа
UX-исследователя?
— Ты точно должен уметь и любить общаться с людьми, обладать большой эмпатией и знать, как управлять ей. Нельзя бесконечно принимать в себя чужие эмоции, нужно учиться их отпускать, быть изобретательным. Наверное, это можно назвать гибкостью.
Профессия UX-исследователя достаточно молодая, поэтому нужно быть готовым к тому, что придётся многому научиться и находить источники самостоятельно.
— Порекомендуешь книги, которые тебе интересны? Может, какие-то из них помогут развить логику и мышление?
— В первую очередь советую эти:
- «Sapiens: Краткая история человечества» — Юваль Ной Харари
- «Любовь: сделай сам. Как мы стали менеджерами своих чувств» — Полина Аронсон
- «Вавилон. Вокруг света за двадцать языков» — Гастон Доррен
- «Задача трёх тел» — Лю ЦыСинь
- «Пройти сквозь стены. Автобиография» — Марина Абрамович