Настя Сычёва:
«Мой энтузиазм и команда сильно помогают»
- 5 лет в WB, или путь до CPOПро работу над продуктом и метрикиО переходе из B2C в B2BСамая сложная задачаПро баланс между семьёй и работой
Настя Сычёва — директор по продукту (Chief Product Officer, CPO) портала продавцов Wildberries. Она рассказала о том, что стало причиной перехода из B2C в B2B-направление, почему роль CPO не ограничивается только контролем метрик, а также какой ключевой приоритет развития портала в этом году.
— Настя, привет! Какой профессиональный путь ты прошла, чтобы стать CPO в Wildberries?
— Я окончила Московский авиационный институт по специальности прикладная математика и физика. После этого работала в медицинской компании, где начинала карьеру как аналитик, а затем возглавила небольшой отдел — это был мой первый опыт в роли руководителя. Позже я перешла в другую компанию на должность менеджера, где анализировала и настраивала различные процессы разработки.
В 2019 году я устроилась в Wildberries и стала менеджером мобильного приложения для покупателей на iOS. Затем стала участвовать и в развитии Android-версии: проявила инициативу и помогала с реализацией различных функций. В результате мне доверили роль и обязанности руководителя. Процесс во многом выглядел так: «Есть вот такие цели, предложи, как нам их достичь».
«Это было непросто, поскольку приходилось справляться со множеством задач одновременно. Но мой энтузиазм и команда очень помогали»
Сначала коллектив нашего направления был небольшой и занимал всего два стола в офисе, но вскоре нам не хватило даже половины этажа. Сейчас у нас в команде много разных направлений. Есть, например, кросс-функциональные руководители, лиды по бэкенду и фронтенду, а также лиды по QA и аналитике. Это помогает обеспечить эффективное взаимодействие между командами.
При этом значительно быстрее стали реализовываться доработки, мы подключались к новым проектам и запускам. Появилась команда продуктовой аналитики, которая проводила, например, A/B-тесты, что позволило объективнее оценивать результаты запусков.
Затем мы подключились к развитию мобильного приложения для продавцов, а позже — к приложениям для курьеров и даже WB Travel. Постепенно нам стали поручать работу над всё большим количеством проектов, и стало ясно, что их нужно распределять по разным командам. Так мы и поступили — это позволило работать более слаженно и ускорить решение важных задач.
— Расскажи детальнее: за что отвечает CPO и какими навыками он должен обладать?
— CPO отвечает за стратегическое видение и развитие продукта. Он понимает, куда движется компания и каких результатов необходимо достичь, устанавливает ключевые метрики, на которые должны ориентироваться продуктовые команды, помогает развивать функционал в зависимости от задач бизнеса и потребностей пользователей.
Однако многие CPO с рынка фокусируются только на ключевых метриках: GMV (Gross Merchandise Value), NPS (Net Promoter Score), CSI (Customer Satisfaction Index) и CR (Conversion Rate). Они уделяют большое внимание их анализу, но не всегда занимаются реальной продуктовой работой.
«На мой взгляд, роль CPO не ограничивается только контролем метрик и их достижением»
CPO активно погружается в бэклог каждого отдела, предлагает новые функции, обсуждает и согласовывает их с командами. Если он замечает высокую загрузку у ребят, то подключается к обсуждению необходимости дополнительных ресурсов или помогает в разгрузке бэклога, переносе дат реализации. Кроме того, CPO занимается развитием сотрудников, обучает их взаимодействовать со стейкхолдерами и определять приоритеты.
Я, например, консультирую свою команду по вопросам установки дополнительных метрик в зависимости от целей. Если у коллег возникают проблемы при выполнении задач, предлагаю релевантный показатель для ориентира. Мы проводим тестирование, оцениваем, как всё работает и, если всё в порядке, внедряем фичу.
Кроме того, отдельное внимание стоит уделить монетизации портала — сервис приносит определённый доход компании за счёт реализации эффективных и нужных решений для продавцов. При разработке новых продуктов в рамках портала, мы оцениваем также P&L и учитываем влияние не только на клиентский опыт, но и на финансовые показатели.
— Ты долго работала в B2C-направлении, но два года назад перешла в B2B,
почему?
— Мне захотелось сменить сферу деятельности. Перейдя в B2B я расширила спектр инструментов взаимодействия и влияния. Например, начала заниматься карточками товаров: помогала создавать интерфейс, разрабатывать инструменты для работы.
Также мы с командой обратили внимание на сторонние сервисы и стали развивать собственные аналитические инструменты Wildberries. Начали с бесплатных аналитических отчётов, а затем, увидев их популярность, внедрили платные — с расширенной аналитикой, а также запустили подписку на аналитику «Джем». Она показывает отличные результаты.
Кроме того, мы совместно реализовали программу лояльности, чтобы сделать более выгодным сотрудничество с продавцами, которые обладают высоким рейтингом. Мы продолжаем её дорабатывать, чтобы повысить лояльность и мотивацию наших партнёров.
У меня, кстати, есть почта для общения с продавцами, порой я также присоединяюсь к созвонам с ними, чтобы собрать обратную связь, услышать пожелания. Наша команда анализирует все обращения и предложения. Основной приоритет развития портала в этом году — более чёткая проработка контента, аналитики, а также функционала личного кабинета и отзывах.
— С какими профессиональными вызовами ты сталкиваешься и как преодолеваешь их?
— Одна из самых сложных задач — найм сотрудников. Чтобы найти подходящих специалистов, я зачастую во время собеседования предлагаю подискутировать о реальных задачах, их решении и смотрю на логику. В целом, я активно слежу за общими процессами внутри команды, но не углубляюсь в каждую деталь.
Наша компания постоянно меняется, и это здорово. Здесь нет стагнации, и каждый может заняться чем-то новым, быстро вырасти. Постоянно появляются идеи и профессиональные вызовы.
— Чем ты занимаешься в свободное от работы время?
— Зимой я родила дочку. Несмотря на то, что у меня не было как такового декретного отпуска, я стараюсь проводить с семьёй как можно больше времени. Балансировать между личными и рабочими делами непросто, но мне помогают.
Раньше я занималась теннисом, танцами и ходила в спортзал, но во время беременности мне пришлось отказаться от тяжёлых тренировок в зале. Также стараюсь путешествовать раз в год.
Недавно я увлеклась нутрициологией и стала внимательнее относиться к своему рациону, избегаю продуктов с сахаром и мукой. Это существенно улучшило моё самочувствие.