Все вакансии
wildberries

Эмилия Борисова: «Каждый HR-партнёр использует принципы медиации»

Emiliya

Эмилия Борисова — HR бизнес-партнёр Wildberries. Она рассказала о том, как пришла в HR из финансовой сферы, почему важно сохранять баланс между потребностями бизнеса и сотрудников, а также какими качествами должен обладать хороший HR BP.

— Эмилия, привет! У тебя достаточно нестандартный путь в профессию. Расскажи подробнее, как ты пришла в IT HR?

— Да, путь действительно необычный, поскольку карьеру я начинала в финансовой сфере. Училась в Казанском финансово-экономическом институте по направлению бухгалтерский учёт, анализ и аудит, при этом работать по специальности начала ещё с первого курса.

В 2012-2014 годах я работала в финансовом отделе компании PepsiCo. В этот период появилась возможность перейти в HR, и заниматься бюджетом и аналитикой в направлении развития персонала. Мне всегда нравилось взаимодействовать с людьми и помогать им. Это было гораздо интереснее, чем просто работать с цифрами. Так я и перешла в сферу HR.

В процессе опыт естественным образом привёл меня к роли HR бизнес-партнёра (HR BP). За 10 лет я успела поработать над проектами почти в каждом HR-направлении: занималась обучением и развитием, кадровыми вопросами, внутренними мероприятиями, коммуникациями, оценкой персонала.

— То есть ты фактически всему обучалась в процессе?

— Верно, это называется learning by doing — выполняешь задачи и параллельно на их основе учишься. Конечно, позже я дополнительно проходила специализированные курсы для повышения квалификации, слушала различные лекции. Мне хотелось понять и погрузиться в «базу», иметь больше профильных знаний. Сейчас могу с уверенностью сказать, что работа над реальными проектами играет важную роль в понимании специфики и получении опыта.

— А давно ты в Wildberries, что привело тебя в компанию?

— Два года назад мой бывший коллега перешёл в Wildberries и порекомендовал меня на вакансию HR. Я познакомилась с командой, и меня привлекла культура гибкости, открытости. Не только открытости к людям, а скорее даже ко всему новому. Я не встречала такого подхода в других компаниях.

«Wildberries не пытается повторить за кем-то другим, а идёт своим путём»

Лично мне компания нравится тем, что сюда приходят не для того, чтобы занять определённую должность, а чтобы решать задачи. Я, например, пришла помочь выстроить процессы, команду, привнести что-то новое, при этом не повредив то, что уже работает хорошо. Это для меня в своём роде заповедь.

Мне было неважно, что написано в договоре: глава вселенского HR, старший или младший специалист. Мне важны задачи и результат. За время работы здесь у меня сильно расширилась зона ответственности, но я всё ещё представляюсь просто HR-ом, без особой детализации.

В контуре компании я участвую в различных кросс-функциональных проектах. Например, провожу регулярные встречи для ребят из разработки — «Вече», курирую создание нескольких продуктов, направленных на HR-автоматизацию, а в прошлом году участвовала в организации конференции WBDay. Кроме того, я веду ряд активностей с вузами. Всё это не вписывается в привычное клише работы HR BP, но тем интереснее.

Emiliya
— Чем обусловлено активное взаимодействие Wildberries с вузами?

— Стремительный рост бизнеса создаёт потребность не только в расширении штата для реализации новых проектов, но и в укреплении существующих направлений. Кроме того, в динамично развивающихся отраслях на рынке труда может прослеживаться некоторый дефицит кадров.

В этих условиях Wildberries выбрала стратегию инвестирования в обучение талантливых студентов. В таких проектах мы видим некоторую социальную миссию — подготовить будущее поколение, дать им возможность попробовать свои силы, получить опыт и профессионально вырасти под чутким руководством опытных специалистов.

«Нам есть чем поделиться со студентами, и мы с удовольствием это делаем»

Конечно, наиболее активно мы взаимодействуем с техническими вузами. Но и для множества других специальностей есть стажировки. Они позволяют попробовать себя в решении реальных бизнес-задач и получить обратную связь от ведущих профессионалов компании. Для начинающих разработчиков получить опыт на проектах с highload — это настоящий клад. Кроме того, в Wildberries бывают вакансии, которые в принципе не требуют наличия опыта работы.

Есть ещё один классный формат — когда мы в рамках учебного предмета в вузе предлагаем студентам поучаствовать в проекте и курируем их, даём обратную связь. Получается очень эффективная комбинация — студент получает теоретическую базу в вузе и тут же применяет знания на практике.

— Есть ли отличия в работе со студентами? Может, нужен особый культурный или HR⁠-⁠подход?

— У нас работают зрелые, ответственные, в какой-то степени «нешаблонные» сотрудники, и со стажёрами взаимодействуют именно они. В глобальном смысле каких-то культурных различий нет, а вот в подходах, конечно, могут быть и бывают.

Мы уделяем стажёрам много времени, чтобы всё показать и всему научить, где-то с заботой и бережностью, но при этом сохраняя баланс. Нам важно, чтобы стажёры учились самостоятельности, могли взаимодействовать и договариваться, включали критическое мышление и понимали, как увидеть картину шире.

Emiliya
— А в среде IT-специалистов — нужен ли особый подход?

— Я считаю, что особый подход нужен к каждому, вне зависимости от направления, функции. У каждой команды свои особенности и задачи. Важно чувствовать человека, развивать эмпатию, но не забывать о балансе между задачами бизнеса и развитии сотрудников.

«Прежде всего, мы стараемся нанимать осознанных, зрелых людей, вне зависимости от возраста. Зрелость — это то, что можно в себе воспитать, и год рождения или конкретные функции здесь ни при чём»

Есть такое выражение — «быть, а не казаться». Wildberries — это настоящее проявление «быть». Внутри мы всегда про смысл и суть.

— Расскажи, пожалуйста, о роли HR-бизнес-партнёра в компании: какую функцию он выполняет?

— HR BP — это связующее звено между бизнесом и сотрудниками. Он выступает проводником изменений и культуры компании, а также совмещает в себе несколько ролей.

С одной стороны, это стратегический партнёр, который понимает миссию, приоритеты и траекторию развития бизнеса. С другой стороны, это эксперт, который хорошо разбирается одновременно во всех HR-направлениях и в целях команды, которую он курирует. И здесь получается своеобразная формула: понимание сути работы команды + внедрение HR-инструментов = реализация поставленных целей.

Кроме того, есть такое понятие, как «защитник сотрудников». Необходимо не только слышать потребности бизнеса и ориентировать на них людей, но также слышать, чего они сами хотят, и информировать об этом бизнес. Иначе возникнут проблемы с вовлечённостью, эффективностью, и результат работы может оказаться совсем не тот, что ожидался.

Сейчас есть модное слово — медиация. И, по сути, каждый HR-партнёр — это ещё и медиатор. То есть человек, который выступает нейтральным посредником, помогая конфликтующим сторонам прийти к компромиссу. Но роль бизнес-партнёра варьируется от компании к компании.

Emiliya
— Есть ли какие-то критерии, которые позволяют определить эффективного HR BP?

«Один из главных маркеров того, что ты хороший HR BP, — это умение нестандартно и быстро решать проблемы»

Безусловно, нужно обладать большим опытом в разных сферах HR — теории недостаточно. Когда я переходила в HR BP несколько лет назад, то не чувствовала себя уверенно. Перебороть это помогла инициативность — я брала много проектов, глубоко погружалась в каждый из них. Нередко приходилось работать сверхурочно, но это полностью себя окупило.

Также важно искренне желание для детального изучения сферы, понимание проблем и целей бизнеса. Без этого быть хорошим HR BP точно не выйдет.

Кроме того, нужно быть готовым к работе с людьми в таком объёме и в таком широком спектре вопросов, которого, возможно, нет в других функциях HR. Эта история с завязана на эмпатии, поэтому она должна быть своего рода «заводской настройкой» человека. Наряду с уважением к людям и способностью видеть в них личность. Ну, и как бы банально это ни звучало, нужно просто любить людей.

— С какими задачами приходят чаще всего к HR BP сотрудники?

— Всегда с разными. Я часто занимаюсь мотивацией — именно личностной, не материальной. Бывает, что эффективность сотрудника падает, и с этим HR BP помогает разобраться. Иногда достаточно немного скорректировать цели, выстроить понимание того, что компании требуется от человека, а человеку — от компании. В целом спектр очень широкий.

— Какие инструменты ты используешь в работе?

— Первое, что приходит на ум — инструменты коучинга, мотивации. Также инструменты оценки, развития, повышения вовлечённости. Но для каждой команды мы подбираем свой набор инструментов в зависимости от ряда факторов.

Например, для одной из команд мы внедрили оценку компетенций методом 360. Мы разработали автоматизированную систему для сбора обратной связи и оценок. Это необходимо было для того, чтобы учесть специфику. С каждой командой мы находимся в постоянном подборе подходящих решений, создании новых, порой непривычных, но эффективных инструментов.

— Работа с людьми предполагает высокую степень вовлечённости и внимания. Как ты переключаешься?

— Конечно, порой я ощущаю усталость, но, как бы банально ни звучало, я люблю людей. Суметь вдохновить, приободрить, разработать какое-то новое решение для того, чтобы команда работала эффективнее, а люди чувствовали себя увереннее — это то, что драйвит меня.

Мне нравится помогать людям раскрывать свои таланты в работе так, чтобы они становились успешнее, чтобы у них получались крутые продукты, которыми они будут гордиться.

Также меня очень заряжает наша команда HR BP — каждый из нас с невероятной самоотдачей помогает командам.

Emiliya
— Что помогает тебе восстановиться после сложного рабочего дня?

— Каждое утро я стараюсь настроить себя таким образом, чтобы энергии хватило на весь день, при этом просыпаюсь — около 05:30. Однажды это получилось спонтанно, и я поняла, что в таком режиме чувствую себя лучше.

Проснувшись, я делаю зарядку, а иногда ранним утром у меня проходят тренировки по теннису. Спорт очень помогает настроиться, заряжает организм на весь день и отлично поднимает настроение. То есть вместо того, чтобы снизить последствия сложного дня, я предпочитаю их просто не допустить, действовать проактивно.

— Какой проект, в котором ты участвовала в Wildberries, для тебя сейчас наиболее значимый?

— Я горжусь каждым проектом, к которому приложила руку, но если выбрать один... пусть это будет HR Help Desk. Он достаточно простой, но очень полезный. HR Help Desk помогает сотруднику быстро найти ответ на нужный вопрос: например, про отпуск или больничный, выплаты. То есть это готовый FAQ с инструкциями по разным темам, который мы постоянно дополняем.

Благодаря Help Desk человеку не обязательно дожидаться консультации, он может быстро решить почти любой вопрос. А если вопрос нестандартный — то можно создать тикет, который точно не потеряется, как это может произойти, например, в мессенджерах.

Таким образом, Help Desk помогает повысить прозрачность и экономит время как сотрудника, так и HR. Сейчас мы тестируем проект на нескольких командах, и просчитываем масштабируемость.

Emiliya
— А какой совет ты бы дала себе, если бы могла вернуться в начало карьеры?

— Продолжать в том же духе! На самом деле я редко хвалю себя, но понимаю, что инициативность, желание углубиться в суть вопроса, а не пробежать по верхам, постоянно пробовать новое — это то, что всегда мне помогало.

Помню, когда я погружалась в профессию и брала дополнительные проекты, мне иногда говорили: «Да оставь ты это, иди домой, отдыхай. Тебе всего 22 года, ты должна гулять, встречаться с друзьями». А я работала, но всегда получала от этого огромное удовольствие.

Наверное, моё погружение было в какой-то степени экстремальным и быстрым, но я прислушиваюсь к себе и продолжаю работать в том же духе, потому что мне это нравится.

Хочешь к нам в команду? Выбери вакансию и напиши свою историю в Wildberries